Особенности расчета
ликвидационной стоимости
в соответствии с требованиями
ФСБУ 6/2020

Генеральный директор
Приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства», который является обязательным к применению всеми организациями начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. Данный стандарт вводит в бухгалтерский учет понятие ликвидационной стоимости.
Понятие ликвидационной стоимости

Руководитель направления оценки активов
Согласно ФСБУ 6/2020, ликвидационной стоимостью имущества считается величина такой стоимости, которую собственник имущества мог бы получить в случае выбытия объекта, в том числе ценностей, оставшихся после выбытия, за вычетом предполагаемых затрат на выбытие, объект же рассматривается как условно достигший окончания срока полезного использования ( П. 30 ФСБУ 6/2020 ). Если говорить упрощенно, то ликвидационная стоимость в бухгалтерском учете – это утилизационная стоимость или сумма, которую можно выручить от продажи годных остатков имущества после его демонтажа и ликвидации, когда оно настолько изношено, что его использование в производственном процессе более невозможно или экономически нецелесообразно.

Определение ликвидационной стоимости также содержится в Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» N 135-ФЗ (далее – ФЗ). Согласно ФЗ, ликвидационная стоимость — это наиболее вероятная цена, по которой оцениваемый объект может быть продан за срок, меньше типичного срока экспозиции для рыночных условий, в ситуации, когда продавец вынужден совершить сделку.

Таким образом, ликвидационная стоимость в оценке фактически представляет собой рыночную стоимость, но в сжатые сроки продажи, в то время как аналогичная по названию стоимость в ФСБУ 6/2020 является стоимостью полезных остатков от исчерпавшего свой срок службы актива.

Далее в таблице 1 представлен сравнительный анализ ликвидационной стоимости согласно ФСБУ и ФЗ.
В части определения СПИ подавляющее большинство компаний используют общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ). По нашему опыту, данные справочника лучше использовать в совокупности с другими источниками, поскольку некоторые значения требуют корректировки. Анализ применяемых компаниями сроков полезного использования показал, что сложная структура групп, кодов и наименований, часто перекликающихся между собой, приводит к следующим ошибкам:
  • Применение похожих по смыслу наименований ОКОФ с разными сроками использования для идентичных объектов (поставленных на баланс в разное время).
  • Вследствие отсутствия подходящей группы используется нечто похожее по смысловой нагрузке (в части формулировок), но иногда это нечто имеет абсолютно другое функциональное назначение, что приводит к искажению СПИ.
  • Использование в принципе неподходящих групп, что приводит опять же к искажению СПИ.
  • Часто классификатор ОКОФ устанавливает диапазон сроков (не точное значение), а использующие его сотрудники в рамках диапазона часто могут выбирать отличающиеся сроки для одинакового имущества.
Табл.1. Анализ свойств ликвидационной стоимости по ФСБУ и ФЗ
Согласно новому стандарту ФСБУ, ликвидационная стоимость может быть равна 0 руб. ( П. 31 ФСБУ 6/2020), когда:

  • поступлений от продажи объекта не ожидается;
  • ожидаемая величина поступлений несущественна;
  • величина поступлений не может быть рассчитана.
Особенности расчета ликвидационной стоимости в соответствии с требованиями ФСБУ 6/2020
  • Движимое имущество
Для некоторых тяжелых станков, металлических трубопроводов и линий электропередач величину поступлений будет отражать стоимость металлического лома за вычетом стоимости демонтажа. Для автотранспорта ликвидационная стоимость может быть эквивалентна рыночной стоимости автомобиля в рабочем, но крайне изношенном состоянии. Для трансформаторов, аккумуляторных батарей и оргтехники и вовсе существует рыночная практика сдачи их в утиль по «выкупной стоимости». С другой стороны, для пластиковых труб, инструмента и инвентаря стоимость будет равна 0 руб., по той простой причине, что не удастся получить денежные средства при их утилизации. Также стоит учитывать, что стоимость металлолома различается от региона к региону, и совершенно идентичные объекты могут иметь разную ликвидационную стоимость в различных регионах. Кроме того, в случае единовременной утилизации значительного количества объектов, покупатели лома могут осуществлять демонтаж и транспортировку объектов собственными силами, не снижая при этом стоимость выкупа лома.

Во многих компаниях существует принятая практика утилизации/продажи того или иного имущества по истечении его эксплуатации, однако зачастую оказывается так, что часть имущества, за которое было бы выгоднее получить денежные средства, попросту выбрасывается или сдается на платную утилизацию.
  • Недвижимое имущество
Согласно нашему опыту, здания в большинстве своем не имеют ликвидационной стоимости.

Данный факт связан с тем, что в качестве выхода материалов после сноса зданий остается только бетонная/кирпичная/каменная крошка, смешанный металлолом и строительный мусор. Из указанных материалов к вторичной переработке пригоден только металлолом, отчасти к вторичному использованию в качестве различных грунтовых подушек и подсыпок пригодна бетонная/кирпичная/каменная крошка. Утилизация же строительного мусора будет являться расходами, наряду с непосредственно сносом здания и сортировкой полученной после сноса массы. При таком подходе расходы будут превышать полученную выгоду, и ликвидационная стоимость будет равна 0 руб.

С другой стороны, различные трубопроводы, эстакады, кабельные и воздушные линии, напротив, будут иметь стоимость, т.к. доля выхода металлолома при их демонтаже может быть достаточно значительной. Однако в данном случае стоит учитывать такие факторы, как доли посторонних материалов в ломе, засоры и транспортное плечо. Если объект расположен достаточно далеко от действующих транспортных и логистических цепочек, стоимость транспортировки оборудования для демонтажа к месту размещения недвижимого имущества и демонтированных остатков в обратном направлении может перекрывать выгоду, полученную от продажи металлолома.

Приведем пример из нашей практики. В составе имущества заказчика имелось значительное количество кабельных и воздушных линий. Часть воздушных линий размещалась на бетонных и деревянных столбах, а часть – на металлических опорах. Все линии находились на достаточном удалении от административного центра и крупных городов (более 100 км). Проанализировав рыночные данные, мы пришли к выводу, что стоимость остатков от деревянных и бетонных опор несущественна, дерево подойдет только на дрова, но не в полном количестве, т.к. значительная часть столбов была повреждена гниением, а железобетонные опоры достаточно дорого транспортировать на длинные расстояния. С металлическими опорами все лучше – их можно сдать на металлолом. Мы проанализировали рынок и установили, что на такой объем (сотни километров кабелей) скупщики металлолома готовы не только приехать в достаточно удаленную локацию, но и осуществить демонтаж кабеля собственными силами (в том числе кабельных линий из подземных траншей), без дисконта к стоимости лома, а также они готовы забрать лом от металлических опор. Единственное условие: оплата по весу именно за металл (без учета засоров и прочих материалов).

В открытых источниках была найдена доля засоров в проводах необходимой номенклатуры. Далее имеющиеся у нас данные о протяженности кабеля просто были очищены от засоров, а ликвидационная стоимость была получена путем умножения протяженности на стоимость, установленную покупателями лома. Стоимость металлических опор была рассчитана отдельно (доля засоров также представлена в открытых источниках, вес каждой номенклатуры известен) и прибавлена к стоимости лома кабелей.

Схожая логика применима к металлическими трубопроводам и эстакадам, но важным моментом остается транспортное плечо. Если объект расположен на значительном расстоянии от покупателей металлолома, может получиться так, что выезжать на их демонтаж нерентабельно (в таких случаях ликвидационная стоимость будет равна 0).

Влияние ликвидационной стоимости на балансовую стоимость
Отдельно стоит рассмотреть влияние ликвидационной стоимости на формирование остаточной стоимости основного средства и амортизацию. Согласно ФСБУ 6/2020, сумма амортизации объекта основных средств за период определяется так, чтобы к окончанию амортизации балансовая стоимость сравнялась с его ликвидационной стоимостью (П. 32 ФСБУ 6/2020). Отсюда вытекает, что норма амортизации при начислении линейным способом будет вычисляться по следующей формуле:
При этом остаточная стоимость будет определяться по следующей формуле:
Как указано выше, ликвидационная стоимость может быть принята равной 0, в случае если ожидаемая величина поступлений несущественна. Согласно ФСБУ 6/2020, компания сама должна устанавливать предел значимости ликвидационной стоимости.

В общем и целом, можно утверждать, что чем выше ликвидационная стоимость, тем ниже норма амортизации, верно и обратное утверждение, следовательно, вопрос корректного определения ликвидационной стоимости становится достаточно важным.

По нашему опыту, корректно рассчитать ликвидационную стоимость и определить оставшиеся сроки службы собственными силами (силами бухгалтерии компании) крайне затруднительно.
Будем рады помочь вам разобраться с этими сложностями! Здесь вы можете оставить заявку, и мы обязательно с вами свяжемся.
Close
Отправить запрос на бесплатную консультацию
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой НАО «Евроэксперт» в отношении обработки персональных данных
Центральный офис в Москве
Мы готовы ответить на все ваши вопросы