Согласно нашему опыту, здания в большинстве своем не имеют ликвидационной стоимости.
Данный факт связан с тем, что в качестве выхода материалов после сноса зданий остается только бетонная/кирпичная/каменная крошка, смешанный металлолом и строительный мусор. Из указанных материалов к вторичной переработке пригоден только металлолом, отчасти к вторичному использованию в качестве различных грунтовых подушек и подсыпок пригодна бетонная/кирпичная/каменная крошка. Утилизация же строительного мусора будет являться расходами, наряду с непосредственно сносом здания и сортировкой полученной после сноса массы. При таком подходе расходы будут превышать полученную выгоду, и ликвидационная стоимость будет равна 0 руб.
С другой стороны, различные трубопроводы, эстакады, кабельные и воздушные линии, напротив, будут иметь стоимость, т.к. доля выхода металлолома при их демонтаже может быть достаточно значительной. Однако в данном случае стоит учитывать такие факторы, как доли посторонних материалов в ломе, засоры и транспортное плечо. Если объект расположен достаточно далеко от действующих транспортных и логистических цепочек, стоимость транспортировки оборудования для демонтажа к месту размещения недвижимого имущества и демонтированных остатков в обратном направлении может перекрывать выгоду, полученную от продажи металлолома.
Приведем пример из нашей практики. В составе имущества заказчика имелось значительное количество кабельных и воздушных линий. Часть воздушных линий размещалась на бетонных и деревянных столбах, а часть – на металлических опорах. Все линии находились на достаточном удалении от административного центра и крупных городов (более 100 км). Проанализировав рыночные данные, мы пришли к выводу, что стоимость остатков от деревянных и бетонных опор несущественна, дерево подойдет только на дрова, но не в полном количестве, т.к. значительная часть столбов была повреждена гниением, а железобетонные опоры достаточно дорого транспортировать на длинные расстояния. С металлическими опорами все лучше – их можно сдать на металлолом. Мы проанализировали рынок и установили, что на такой объем (сотни километров кабелей) скупщики металлолома готовы не только приехать в достаточно удаленную локацию, но и осуществить демонтаж кабеля собственными силами (в том числе кабельных линий из подземных траншей), без дисконта к стоимости лома, а также они готовы забрать лом от металлических опор. Единственное условие: оплата по весу именно за металл (без учета засоров и прочих материалов).
В открытых источниках была найдена доля засоров в проводах необходимой номенклатуры. Далее имеющиеся у нас данные о протяженности кабеля просто были очищены от засоров, а ликвидационная стоимость была получена путем умножения протяженности на стоимость, установленную покупателями лома. Стоимость металлических опор была рассчитана отдельно (доля засоров также представлена в открытых источниках, вес каждой номенклатуры известен) и прибавлена к стоимости лома кабелей.
Схожая логика применима к металлическими трубопроводам и эстакадам, но важным моментом остается транспортное плечо. Если объект расположен на значительном расстоянии от покупателей металлолома, может получиться так, что выезжать на их демонтаж нерентабельно (в таких случаях ликвидационная стоимость будет равна 0).