В основе оценки стоимости бизнеса сравнительным подходом лежат цены акций на фондовом рынке либо цены сделок купли-продажи пакетов акций на рынке M&A (слияний-поглощений). Давайте рассмотрим пример.
Если акции компании обращаются на рынке, мы можем легко оценить стоимость всех акций или собственного капитала компании.
Пусть одна акция стоит 5 долларов, всего в капитале 1000 акций. Тогда 100% пакет акций или собственный капитал стоят 5х1000=5000 долларов.
Или у нас есть информация о том, что с пакетом акций рассматриваемой компании была совершена сделка: пакет акций размером 60% или 600 акций был продан за 3900 долларов.
Тогда стоимость собственного капитала, или 100% пакета акций, стоит 6500 долларов. Обратите внимание, во втором примере для определения стоимости мы использовали цену сделки с контрольным пакетом акций.
Поэтому во втором примере мы получили стоимость того же 100% пакета акций на контрольном уровне.
Но на практике нам чаще приходится работать с закрытыми компаниями, акции которых не обращаются на рынке, и нет никакой информации о ценах сделок с долями в их бизнесе.
Поэтому мы вынуждены смотреть на рынок шире и для оценки бизнеса нашей компании анализировать цены акций сопоставимых компаний.
Давайте рассмотрим пример. В таблице представлена информация по компании, сопоставимой с нашей.
У нас есть информация, что компания, похожая на нашу, мы такие компании называем сопоставимая компания или компания-аналог, стоит 150 долларов. Но что такое 150 долларов? За что платят инвесторы? Что они покупают? Инвесторы всегда платят за конкретные показатели деятельности. Любой инвестор, покупая акцию, покупает какие-то ожидаемые доходы в будущем. Поэтому инвестор, который в нашем примере заплатил за компанию 150 долларов, заплатил не за акции компании, он заплатил за определенные доходы компании: выручку 100 долларов, EBITDA 30 долларов.
Таким образом мы получаем ценовые соотношения, или, как мы их называем, мультипликаторы:
О чем говорят эти мультипликаторы? О том, что инвестор за каждый рубль выручки компании заплатил полтора рубля стоимости. А за каждый рубль в EBITDA (или каждый доллар, не важно) инвестор заплатил 5 рублей стоимости. То есть инвестор купил выручку компании с коэффициентом 1,5, а EBITDA компании – с коэффициентом 5.
Если мы знаем, что инвесторы платят такие соотношения, покупая акции сопоставимой компании, у нас есть все основания предположить, что и в нашу компанию они готовы будут инвестировать с такими же коэффициентами. Проведем оценку нашей компании на основании полученных мультипликаторов.