Гостиничная недвижимость является одним из сложных объектов оценки, так как фактически находится на стыке оценки бизнеса и оценки недвижимости.
К гостиничной недвижимости относятся: - гостиницы, гостиничные комплексы и отели;
- хостелы;
- общежития;
- апартаменты и апарт-комплексы;
- мотели и кемпинги.
Данные объекты принципиально отличаются друг от друга планировками комнат и типом размещения, качеством и уровнем сервиса, наличием дополнительных услуг и т.д.
Гостиницы и отели всегда оборудованы рестораном, а также предоставляют дополнительные услуги: уборка помещений, химчистка, камера хранения. Отели имеют более развитую инфраструктуру в отличии от гостиниц, на территории отелей располагаются бассейны, СПА-салоны, конференц-залы, салоны красоты, тренажерные залы, игровые комнат для детей.
Подходы к оценке гостиничной недвижимостиОценка гостиниц и иных средств размещения обязательно проводится
доходным подходом, он наилучшим образом отражает рыночную стоимость объекта гостиничного бизнеса, позволяет учесть все индивидуальные особенности объекта и получить наиболее точную величину рыночной стоимости.
Наличие дополнительных услуг имеет существенное значение при проведении оценки рыночной стоимости гостиниц и отелей доходным подходом. В структуре доходов гостиницы основной доход (60-70%) приносит размещение в номерах, включая платное ТВ, сервис в номерах и т.д. Сектор F&B (бары, рестораны) приносит 20-30% всех доходов. Остальная выручка приходится на прочие платные услуги, такие как аренда конференц-залов, фитнес-центр, бронирование билетов, прокат автомобилей и т.д.
Важно отметить, что фактическая структура расходов значительно различается, в том числе и исходя из схемы управления отелем (допустим, действует ли он по франшизе или находится в управлении международной сетевой компании). Кроме этого, в связи с разницей в налогообложении и условиях ведения бизнеса, на структуру расходов будет влиять страна расположения отеля.
Важные показатели при оценке гостиниц: Average Daily Rate (ADR) – средняя цена проданного номера в сутки.
Следует отметить, что реальная стоимость размещения в отелях (ADR) отличается от заявленных расценок на гостиничные номера, представляемых в открытых прайс-листах (Rack rate), за счет скидок турпоператорам, программ лояльности, корпоративных тарифов. В среднем реальные цены размещения могут быть ниже открыто заявленных на 10-50%.
Room Revenue Per Available Room (RevPAR) – выручка, приходящаяся на номер.